Эксклюзив
Исаев Никита
02 декабря 2016
3084

Взлеты и падения Российской региональной политики

Main img 8418

Сегодня много разговоров ведется о глобальной роли страны в геополитическом пространстве, о том, как должна себя позиционировать Россия, чтобы не потерять (или еще только обрести?) статус сверхдержавы. Глобальные вызовы, действительно актуальны. Но ведь проблема вовсе не в национальной гордости и решимости обрести мировое господство. Прежде всего, действия по укреплению обороноспособности и достаточно жесткое отстаивание позиций на мировой политической арене связаны с сохранением собственного суверенитета и собственных государственных границ. И внутренние процессы здесь не менее важны и существенны, чем транслируемые во вне месседжи. 

Широка страна моя родная … сегодня она настолько широка и необъятна для общего анализа (без учета специфики отдельных регионов), что один только факт разброса размеров госдолга субъектов РФ, колеблющийся от 0% до 199,4% от их годовых доходов, говорит о многом. 

На благополучие регионов влияют два основных фактора. Первый - это регулирующее воздействие федерального центра, который занимается перераспределением доходов от богатых регионов бедным и установлением основных законов. Второй, но не менее решающий - инициативность местных властей. Баланс же самостоятельности и внешнего воздействия в федерации должна определять региональная политика правительства. Но, судя по разбросу уровня развития регионов, такая политика у нас практически отсутствует. Всё сводится к ручному управлению и попыткам подобрать губернаторов, мэров и прочих руководителей методом проб и ошибок. Недавно прошла волна арестов: не справились, не смогли установить достаточно тесные связи с федеральной властью, утратили доверие. Одних арестовали, других – сняли, заменили, на их место назначили молодых, неизвестных, неопытных. Увлекательный был бы экспериментаторский подход, если бы цена промахов не была столь высока.

Воздействие центра на регионы велико. Это отражается и в законах, и в распределении налогов. Более 50% всех налогов уходит в федеральных бюджет (а если рассмотреть косвенные налоги, так и вовсе 72%). Но это не значит, что в бюджете субъекта остаётся вторая половина налогов, часть еще уходит в бюджеты муниципалитетов. Пока что основная идея при работе с регионами - отнять и поделить. Определённый смысл в этом есть. Совсем бросать на произвол судьбы регионы, которые не имеют хороших статей дохода, нельзя. Все-таки, если речь идет о благосостоянии населения, которое не несёт ответственности за некомпетентность местных властей, принцип «жить захочет – выплывет» неуместен.

Однако деньги, отправляющиеся из «зажиточных» субъектов (например, области и края с большими запасами сырья) в «нуждающиеся», как сквозь чистилище, проходят через федеральный бюджет. Пока деньги дойдут до центра, пока там полежат, пока будет принято решение о выделении субсидий (их объем – отдельный разговор), пока они будут перечислены – пройдёт немало времени. Вот и возникает в бюджетах «кассовый разрыв», у регионов появляется необходимость прибегать к кредитам коммерческих банков, которые отнюдь не дешёвые: в среднем выходит 11% - 13%. Такое положение дел приводит лишь к возрастанию нагрузки на бюджеты регионов и обогащению банков. 

Утверждать, что всё зависит только от подачек из федерального бюджета тоже неверно. В руках губернаторов и мэров находятся возможности по созданию условий для привлечения инвестиций, борьбы с коррупцией на местном уровне, ведению переговоров с федеральными властями об организации особых экономических зон и прочих территорий опережающего развития. Татарстан, например, давно уже является вполне успешной площадкой для реализации новейших идей. В итоге там есть и автосборочные предприятия, и разрабатываются совместные с Китаем агропредприятия. Конечно, можно сослаться на то, что регион исторически всегда был довольно мощным - в немалой степени из-за нефти. Но есть и более интересный пример: Новгородская область, в которой и не мечтают найти несметные залежи нефти и газа.

Именно она в еще начале прошлого года, по данным S&P, первой приблизилась к техническому дефолту из-за того, что администрация была не в состоянии вовремя перевести очередной платёж по кредиту банку ВТБ. Ситуация была настолько тяжелой, что при попытке перекредитоваться ни один банк не дал области денег даже под грабительские 23,63%, посчитав, что риски будут слишком большие. Казалось, ситуация тупиковая. Но стоило начать работать, как все кардинально изменилась: промпроизводство растёт на фоне общероссийского спада, создаются новые места, а по уровню госдолга области выбилась в крепкие середняки. Дефицит бюджета в 2015 году снизился и находился на невысоком уровне, а по итогам января – мая 2016 года бюджет Новгородской области исполнен с профицитом.

Причина успеха – активное привлечение инвестиций. В регион пришли мебельные гиганты, развивается химическая промышленность (тот редкий случай успешногоимпортозамещения). Создание комфортных условий для предпринимателей привело к росту объемов производства множества товаров от 12% до почти 40%.

На противоположном полюсе – пример Республики Мордовия с госдолгом, почти двукратно превышающим годовые доходы республики. Дела там обстоят невесело: объем инвестиций в I полугодии вовсе не увеличился, наоборот, сократился на 9,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Примерно также сократился и индекс промышленного производства. На это влияет и вялое привлечение инвесторов (8 проектов, которые предлагает к финансированию Корпорация развития Мордовии – как-то несерьёзно для целой республики), и неэффективное использование имеющихся активов.

Еще один яркий пример такого неэффективного использования активов - Ижевск. На старых заводах-гигантах постоянно освобождаются площади (или из-за сокращения производства, или из-за перехода на новые более эффективные технологии), и это отличная возможность для развития производства малыми и средними предприятиями: площади, электричество, коммуникации – всё уже готово. Но нет никаких программ поддержки подобных начинаний. В итоге предприниматели выбирают варианты попроще и подешевле: открывают в этих местах торговые точки продаж товаров сомнительного качества. Сейчас на 1000 жителей Ижевска приходится 1113 м2 торговых площадей, это намного больше, чем в других городах (даже в обеспеченной Москве 376 м2 на 1000 жителей, а в среднем по стране на 1000 жителей приходится 64 м2).  В итоге Ижевск вышел на 3 место в России по количеству пустующих торговых площадей. Это и есть показатель непрофессионализма местных властей. При наличии единой региональной политики такого бы не случилось... 

Но ее по-прежнему нет. Местные власти пытаются что-то делать в меру своих способностей, но у кого-то эти способности есть, а кого-то судьба наградила лишь потребностями. Поэтому очень опасно передавать на региональный уровень полномочия по решению стратегически важных вопросов. По крайней мере, до тех пор, пока не будет введена система оценки деятельности руководителей по объективным показателям, позволяющая отсеять недееспособную массу. Не можешь в течение определённого времени улучшить экономические и социальные показатели – будь добр освободить своё место для более продуктивного управленца.

Но кроме стратегических вопросов, есть еще хозяйственные, бытовые, которые тоже требуют решения. А для жителей региона они, пожалуй, важнее всех стратегических инициатив вместе взятых: никто не хочет ездить по разбитым дорогам и испытывать на себе периодические отключения отопления зимой.

Глобальные стратегии социально-экономического развития России, будь то провалившаяся Стратегия-2020, или не родившаяся Стратегия-2035, не содержат ответа на вопрос, как должно выглядеть региональное управление. Поэтому проблема разработки самостоятельной региональной политики стоит особенно остро. Такая политика должна, во-первых, четко закрепить решение стратегических вопросов за федеральным центром. Во-вторых, повысить финансовую самостоятельность местных властей, способствуя тем самым их прямой заинтересованности в продуктивной работе. И, наконец, пора уже принять единые стандарты по учёту и обработке статистической информации, в которой сейчас царит хаос: и в областях, и в городах наблюдаем произвол и самодурство, а объективно проверить нельзя – актуальной статистики нет. Как информацию собрали, так и обработали. В итоге – нередко руководство страны получает искаженную и расходящуюся с действительностью картину происходящего в регионах. Отсюда и путаница с показателями, и вынужденные меры по ручному управлению и, собственно, рост недоверия граждан к власти, которое мы вот уже несколько десятилетий тщетно пытаемся преодолеть. Но сделать это не получится, пока регионы мечутся «кто в лес, кто по дрова»

Директор Института актуальной экономики Никита Исаев

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован